Ослабление рубля негативно сказалось на экономической ситуации в нашей стране в целом. Многие потребители оказались в невыгодном положении. Например, турагентства пытаются получить от туристов дополнительные деньги за уже оплаченный отдых или отказываются выполнять свои обязательства по договору.
Но Роспотребнадзор встал на сторону потребителей и указал в своем письме от 18.12.2014 «О недопустимости неправомерного отказа турфирм от исполнения обязательств перед потребителями» следующее: «туроператоры должны исполнять соответствующие обязательства перед туристами «надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов» … поскольку ….односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом».
Согласно закону о защите потребителей исполнитель, в нашем случае турагентство, имеет право отказаться от исполнения договора и при этом не несет ответственности, только если сможет доказать, что причиной для отказа от договора стали обстоятельства непреодолимой силы.
Вместе с тем, гражданское законодательство содержит положение, согласно которому к обстоятельствам непреодолимой силу при осуществлении предпринимательской деятельности нельзя отнести случаи, когда:
Таким образом, турагентства не могут отказать туристу в исполнении договора или требовать с него дополнительных денег, ссылаясь на ослабление рубля.
Несмотря на требования закона и на позицию Роспотребнадзора многие турагентства действуют незаконно и отказываются исполнять свои обязательства по заключенным ранее договорам или просят туристов доплатить. Что делать в такой ситуации?
Если турагентство требует доплатить в связи с тем, что курс доллара или евро вырос, то необходимо требовать от него исполнения своих обязательств без всяких доплат.
В случае срыва сроков исполнения договора турист имеет право на свое усмотрение:
Дополнительно к указанным вариантам турист может потребовать:
Возможно, что в добровольном порядке турагентство не захочет возвращать денежные средства и платить неустойку. Тогда данный вопрос придется решать в судебном порядке. Но прежде чем затевать судебную тяжбу стоит обратиться к турагентству с письменной претензией, в которой необходимо указать ваши требования, а также отметить, что в случае негативной реакции на претензию вы будете обращаться в суд и Роспотребнадзор.